Катафот, в переводе с античного греческого, световозвраща́тель — устройство, предназначенное для отражения луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием возвращенного луча. (Википедия)
Физический принцип работы катафота
Принцип действия светоотражателя основан на физическом законе отражения луча света на угол равный углу его падения на объект. Для иллюстрации закона, возьмем два зеркала, поставим их под углом 90 градусов друг к другу и пустим луч под углом в 45 градусов на одно из зеркал. Обратно получим отраженный луч, направленный в сторону источника света.
Аналогично работает угловой металлический отражатель на буях и бакенах. В темное время суток, при ограниченной видимости на море, он дает отраженный радиосигнал на радиолокатор судна, помогает определить свое точное место.
Эффект возвращенного света не мог остаться без внимания в 20 веке, с появлением асфальтированных дорог и быстро бегающих по ним автомобилей. На неосвещенных участках загородных трасс, с неустановленным дорожным ограждением и отсутствием дорожной разметки, очень просто оказаться в кювете или воткнуться в стоящее на обочине препятствие, особенно на поворотах, где водитель, едущий с небезопасной скоростью, не успевает вовремя среагировать на внезапное изменение направления движения. Знакомая ситуация?
Материализация идеи отраженного света
Но идея, появившаяся в начале 20 века, с увеличением числа автомобилей, велосипедов, пешеходов, перебегающих дороги, не сразу воплотилась в элемент дорожного оборудования. С самого начала реализации на практике свойств светоотражения правильных стеклянных призм, появившиеся промышленные светоотражатели устанавливали на транспортные средства, обозначить их габариты, на дорожные знаки, которые еще не были подсвечены или окрашены светоотражающей краской, ввиду ее отсутствия (не изобрели еще).
Впервые, применить светоотражатель в качестве дорожной осевой разметки, работающей без автономного освещения ночью, отражая только свет фар движущегося по дороге автомобиля, пришла в голову английскому дорожному подрядчику Перси Шоу, когда он сам чуть не съехал в кювет и только светящиеся в темноте глаза кошки подсказали ему о придорожной канаве и заборе за ней, на котором эта, пресловутая кошка, сидела.
Появление настоящих дорожных светоотражателей
Результатом этого происшествия стало изобретение светоотражающих шпилек для неосвещенных участков дорог запатентованное в 1934 году. Отметив неоценимый вклад неизвестной кошки в создание светоотражателя, он дал ему название «Катафот». Однако первоначальные шпильки торчали из дорожного покрытия, повреждали, еще не совершенную тогда, автомобильную резину, пугали водителей при наезде на них и сами быстро ломались.
Не один год ушёл у сообразительного дорожника на изобретение комбинированного устройства, отражающего свет, почти не выдающегося выше уровня асфальта, неслышного, при наезде колесом, прочного, выдерживающего даже гусеничную технику. Изобретение, по началу, не пользовалось особой популярностью и созданная мистером Шоу компания, по производству светоотражателей – катафотов терпела убытки. Раскрутиться компании помогла Вторая мировая война, а точнее режим светомаскировки и ночного затемнения в городах и деревнях. Вот тогда и пригодились устанавливаемые осевые пассивные светоотражатели.
Куда еще вешают катафоты
На одежду катафоты первыми, в 60-х годах, начали вешать финны, у которых всегда темно зимой. С одежды светоотражатели переместились на автомобили, велосипеды, дорожные знаки, бордюры, дорожные ограждения, рабочую одежду и далее везде. Идея приобрела популярность сначала в Скандинавии, а потом и в других странах Северного полушария. Катафотами стали оснащать и оформлять буквально все, к чему мог подъехать автомобиль или велосипед. Во многих странах отсутствие катафотов на зимней одежде влечет солидный штраф и общественное порицание.
С развитием технологий стало возможно обеспечивать светоотражающим эффектом практически любое физическое тело. Светоотражающей стала пленка, толщиной всего в несколько микрон, светоотражающий эффект придают специальной дорожной эмали, применяемой для дорожной разметки. Но мы остановимся на производимом нами безопасном дорожном оборудовании, оснащенном катафотами и самих катафотах.
Дорожные катафоты от ПК «Технология»
Мы выпускаем классические катафоты, применяемые для усиления в ночное время видимого эффекта разделительных, запрещающих перестроение или въезд и направляющих полос движения. Катафоты в пластиковых, алюминиевых корпусах, корпусах из оцинкованного металла, модели с отверстиями для крепления к дорожному покрытию анкерными болтами, модели, бетонируемые, асфальтируемые или сажаемые на битумный клей в полотно дороги, модели, крепящиеся на металлические барьерные ограждения, дорожные конусы, сигнальные, столбики — все выпускаемые нами модели катафотов имеют в качестве светоотражателя специальную, светоотражающую пленку, закрытую сверху прочным прозрачным пластиком. Светоотражающий эффект такой пленки ничуть не хуже эффекта стеклянной призмы, но применение пленки технологичнее, проще и экономичнее стеклянных аналогов.