Как появились правила дорожного движения и дорожные знаки

«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения…». Сын турецко-подданного объявил об этом в 1929 году. Но он не был первым. За двадцать лет до него, в 1909 году, в Париже международная дипломатическая конференция впервые интернационализировала правила автомобильного движения и символы вводимых дорожных знаков, предупреждающих водителей об опасности.

Первые символы предупреждающих дорожных знаков

Но все по порядку. Летом 1885 года, немецкий инженер-изобретатель Карл Бенц выпустил на улицы своего родного города Манхайма самоходную, трехколесную тележку с первым в мире бензиновым двигателем внутреннего сгорания (с отмены крепостного права в России прошло всего 25 лет). К началу 20 века автомобиль крепко потеснил конные повозки и распространялся по Европе и Североамериканским Штатам со скоростью нынешнего Ковида. Возникло новое направление в логистике – международные автомобильные перевозки. Как грибы плодились автомобильные клубы организовывавшие автомобильные гонки и международные туристические автопутешествия. Частные инициативы натыкались на чиновничьи и пограничные запреты. Права на вождение и документы на владение автомобилем выданные в одной стране не признавались в другой. Даже в одной стране правила движения в разных городах могли различаться.

Франция вырвалась вперед, блистала инженерной автомобильной мыслью и возглавила европейское автомобилестроение: Панар-Левассер, Луи Рено, Делайе, Гочкис, Марсель Пежо, Лорен-Дитрих – иных уж нет…Французы были законодателями автомобильной моды, устроителями первых автогонок, первыми сочинителями общих, для всех участников, использующих дорогу, правил дорожного движения и автомобильных знаков, точнее их прообразов.

Первая международная автомобильная конференция

Автомобильная общественность, как это часто бывало, пробила бюрократическую стену и добилась созыва международной конференции, где? Естественно, в Париже. Представители почти всех европейских стран, включая представителя Российской Империи. Основным принципом выработки конвенции стало «абсолютное уважение к законодательству и обычаям отдельных государств». При этом участники конференции должны были, с одной стороны, «содействовать общественной безопасности», с другой – «развитию и облегчению международного автомобильного движения», что весьма трудно совместить в одном документе.

Документ первой международной автомобильной конференции

Результатом этой конференции стало подписание «Международной конвенции об автомобильном движении», состоявший из 15 статей. Первая статья оговаривала технические требования к самим автомобилям: Автомобили должны «быть безопасными в пожарном отношении, не пугать встречных животных шумом и не стеснять прохожих дымом».

Convention_internationale_relative_à_la_Circulation_des_Automobiles,_Paris,_1909_2.jpegСтатьи Международной конвенции об автомобильном движении

Вторая статья закрепляла единые требования к водителям и устанавливала их минимальный возраст – 18 лет.  В конвенции было закреплено положение, что лица, не имеющие свидетельство на право управления, не могут садиться за руль. Далее участники договорились, что страны, подписавшие конвенцию, будут признавать национальные водительские удостоверения друг друга и выдавать каждому водителю, собирающемуся выезжать за границу своей страны, образец международного дорожного свидетельства, позволявшего избегать технического осмотра на границе и сдавать экзамены по знанию местных правил.

Статья 2 Международной конвенции об автомобильном движении о минимальном возрасте автомобилистов

Вопрос об унификации правил дорожного движения на конференции решен не был из-за множества разногласий и разночтений. Было решено утвердить положение: «Автомобилисты-иностранцы должны строго придерживаться существующих в стране правил движения». Причем при пересечении границы им обязаны были выдавать специальную брошюру с текстом Правил. На будущее приняли пожелание унифицировать действующие в разных странах правила движения. Был решен вопрос о номерных знаках для автомобилей и обязательной шильде, содержащей его технические данные.

Статья 4 Международной конвенции об автомобильном движенииСтатьи 5 и 6 Статья 4 Международной конвенции об автомобильном движении

Одной из последних тем, затронутых на конференции, оказался вопрос о единых дорожных знаках. В качестве обязательных утвердили знаки, предложенные в свое время Германским автомобильным клубом. Их было всего четыре. Первый обозначал «Препятствие на самой дороге», второй – «Поворот дороги», третий – «Перекресток» и четвертый – «Переезд через рельсы». Знаки предписывалось устанавливать за 250 м до препятствия перпендикулярно дороге. Кроме того, договорились обозначать таможенные пункты на границах «особыми знаками, требующими полной остановки». Помимо этого, признали полезным отмечать любые пункты, где автомобилисты должны были вносить какие-либо платежи.

Четыре обязательных дорожных знака, утвержденные на международной конференции

Когда наша страна ратифицировала конвенцию

Положения, узаконенные в Париже, оставались действительными вплоть до 1925 года, когда состоялась очередная международная конференция по этому вопросу, так что сын турецкоподданного «попал под лошадь» уже из-за несоблюдения общепринятых правил, принятых к применению в СССР в том же 1925 году постановлением Совета Народных Комиссаров «О признании имеющей силу для Союза ССР Международной Конвенции относительно передвижения автомобилей».

Правила передвижения автомобилей, утвержденные Советом Народных Комиссаров СССР

Тому постановлению минуло уж 97 лет, а дорожные знаки не только не потеряли свою значимость и доказали свою безальтернативность, но и умножились числом, цветом, формой, содержанием и исполнением. Мы, «ПК Технология», двадцать лет воплощаем в жизнь мечты и пожелания участников Парижской конференции и производим замечательные, современные, высокотехнологичные дорожные знаки, которые понятны водителям и пешеходам, всех стран, племен и народов и доходчиво объясняют, как надо себя вести на дороге следующие метры, что ждать впереди, и чего нельзя делать. Наши знаки управляют дорожным движением от Чукотки до Калининграда, стойко выдерживают якутские морозы, питерские зимние дожди с кислотным туманом из дорожных реагентов, или астраханскую жару, не теряя своих заявленных характеристик.

ПК «Технология» — лидер производства дорожного и промышленного защитного оборудования. Всегда рады помочь:

  • проконсультировать

  • подобрать необходимое оборудование с учетом лимита планируемых вами расходов

  • подсказать возможные варианты экономии ваших средств

  • предоставить скидки новым, постоянным, лояльным покупателям

  • гарантируем качество нашей продукции и произведенных нами работ

Обращайтесь!

По телефону +7 (495) 021-60-08

Заказав Обратный звонок

Отправив заявку по почте info@idn500.ru